Колесо сознания: культура и наркотики. Часть 2

Колесо сознания: культура и наркотики. Часть 2

В 30-е годы политика и тема наркотиков были неразрывно связаны между собой. А потому лояльно относиться к наркотическим препаратам значило чуть ли не симпатизировать нацистской Германии. Возможно, именно это послужило поводом для Хаксли связать в своей книге диктаторский режим и вещества, с помощью которых можно управлять безвольными массами людей. Его публицистическая деятельность подтверждала написанное в книге и говорила о том, что роман не был для автора фантастическим. В одной из газет того времени он публикует философскую статью, в котором рассуждает об естественном праве человека на свободу и счастье. Диктаторский режим, по мнению Хаксли, способен обеспечить народ химическим счастьем, но взамен отбирает у него свободу.

Главный врач клиники - Шуров Василий Александрович
Статья проверена экспертом:
Шуров Василий Александрович
  • Главный врач, психиатр, нарколог.
  • Стаж - 12 лет.
Время чтения: 2 мин

Но отгремела Вторая мировая, колесо истории вновь сделало круг и эпоха сменилась. Начало 50-х ознаменовалось расцветом психоделики, а крупнейшие психиатрические клиники мира начали проводить эксперименты с ЛСД на людях и животных, вплоть до официального запрета в 1967 году. Как ни странно, изменилось и мнение Хаксли. В 1955 году он пробует свою первую дозу нового наркотика ЛСД, который приводит его в восторг и вдохновляет на написание совершенно противоположной по риторике работы «Рай и ад» (1956). Это произошло спустя 23 года после выхода в свет нашумевшего романа «Этот дивный мир». Несколько лет спустя, в 1962 году, он напишет роман «Остров», ставший его последним произведением. В этих двух произведения снова тема наркотиков, но уже совсем с другим знаком. Если роман 30-х годов рассказывал о тоталитаризме будущего и порабощении человечества наркотиком, то теперь всё наоборот – наркотики как лекарство для души, как свободная воля человека против власти общественного строя.

Наркотики, отвечающие требованиям эпохи.

Что же могло так повлиять на мнение Хаксли? И, если смотреть более масштабно, то как получается, что одни наркотики находят какое-то свое десятилетие, свой культурный промежуток времени с определенным обществом, чтобы потом исчезнуть, уступив место другим, а спустя годы вновь вернуться и подтвердить или разрушить культурную смену эпох? Ответы на эти вопросы позволяют взглянуть на любой аспект современной истории в несколько другом свете.

Наркотики, как выход за пределы сознания, характеризуют собой что-то вроде дверцы между культурными эпохами. За прошедшее столетие, в контексте наркотиков сменилось несколько эпох, популярные в начале века кокаин и героин уступили место амфетамину. С середины века произошел всплеск психоделиков, затем пришла очередь барбитуратов, 80-е принесли с собой экстази, а затем снова кокаин и героин. В начало нового тысячелетия мы вошли уже с совершенно новыми потребностями и новыми наркотиками. Век нынешний со своими безумными скоростями требует препаратов, повышающих продуктивность и скорость мысли. Или это новые наркотики диктуют ускорение веку?

По версии Хаксли, мы создаем наркотики, отвечающие требованиям эпохи. Если рассматривать прошлый век с точки зрения культурных пластов и их смены вместе с наркотиками, то можно заметить, что свойства наркотических веществ отвечали именно тем духовным нуждам, которые были присущи тому или иному поколению. Таким образом, наркотики олицетворяют собой поиск вопросов, будь то жажда свободы от устоев общества, поиск духовных истин или потребность в продуктивности и реализации своего Я. Наркотики – это зеркало внутренних переживаний, глубочайших желаний и скрытых неудовлетворенностей. Те самые чувства, которые и создают определенную культуру внутри общества.

Поделиться
Льгота 1150 рублей на детоксикацию и вызов нарколога
Льгота действует только до 22:00 часов.